Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Мотивацию обучения в современной образовании можно назвать центральной, поскольку мотив является источником деятельности и выполняет функцию мотивации и смыслообразования.
Многие школьники XXI века совсем не хотят учиться, получать качественное образование, учатся только потому, что их заставляют родители, и чтобы получить аттестат об окончании школы. Таким образом, отсутствует достаточная учебная мотивации, что негативно влияет на весь процесс познания и интеллектуального развития.
Основное внимание нужно уделять в школе на формирование учебной мотивации и интереса личности к учебному процессу.
Тема является достаточно разработанной. Психологические аспекты проблемы мотивации к обучению рассматривались в трудах многих ученых (Л.С.Выготский, В.К.Вилюнас, А.Н.Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, Л.И.Божович, В.С.Собкин, Ю.М.Орлов, Л.Ф.Обухова). Проблемой мотивации достижения успеха занимались Г.Мюррей, Д.К.Макклелланд, Х.Хекхаузен, К. Левин.
А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Т.А. Матис, С.Л. Рубинштейн, Н.В. Матяш внесли вклад в разработку понятий и терминологии в области мотивации, определение структурных компонентов мотивации и изучение психологических механизмов мотивации.
В.К. Вильянас, А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская исследовали психологические механизмы мотивации и их влияние на поведение и формирование личности. В.Г. Асеев, И.А. Володарская, Л.И. Божович, П.М. Якобсон исследовали формирование мотивации учения, включая взаимосвязь с психологическим климатом, мотивацией поведения и развитием личности.
Подростковый возраст уязвимая возрастная группа общества. Взросление в подростковом возрасте обычно сопряжено с большим стрессом. Считается, что в социальном плане подросток больше не ребенок, но и пока что не взрослый. В большинстве случаев в подростковом возрасте мотивы учения ставятся на второй план.
Перед нами возникла проблема: какие пути и средства могут помочь сформировать мотивацию к учению у учащихся младшего подросткового возраста?
На наш взгляд, для решения поставленной проблемы необходимо учесть опыт работы педагогов и через комплекс занятий помочь учащимся повысить учебную мотивацию.
Цель исследования: обосновать и реализовать психолого-педагогическое сопровождение развития учебной мотивации младших подростков в образовательном процессе.
Для достижения поставленной цели были поставлены и некоторые задачи:
1. Провести анализ проблем развития учебной мотивации младших подростков в образовательном процессе.
2. Раскрыть особенности методов, приемов и форм развития учебной мотивации младших подростков в образовательном процессе.
3. Выявить уровень развития учебной мотивации младших подростков в образовательном процессе.
4. Проанализировать проблемы развития учебной мотивации младших подростков в образовательном процессе.
5. Предложить рекомендации по совершенствованию развития учебной мотивации младших подростков в образовательном процессе.
Гипотеза исследования: процесс развития учебной мотивации в подростковом возрасте будет осуществляться успешно, если представить программу в соответствии со следующими направлениями работы:
- развитие познавательных мотивов к обучению посредством воздействия на личность каждого обучающегося, раскрытие способности самоорганизации и рефлексии.
Методы исследования:
− теоретические: анализ педагогической и психологической литературы по теме исследования, классификация, дедукция;
− практические: эксперимент, наблюдение, проектирование;
− количественный и качественный анализ результатов.
База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Краснопольская средняя общеобразовательная школа» 456512, Челябинская область, м.р. Сосновский, п. Красное поле, ул. Солнечная, д. 1.
1.Теоретические аспекты развития учебной мотивации младших подростков в образовательном процессе
В поле отечественной науки исследования мотивационного компонента личности берет свои истоки с А.Н. Леонтьева, который изучал его в условиях изменения мотива для ребенка. Согласно выводам, которые получил ученый в ходе исследования, личности необходимо иметь мотив для того, чтобы она могла сформировать для себя цель своей учебной деятельности и эффективно осваивать информацию. [8, c.15]
Ученый считал, что в основе мотива лежит потребность человека. в этом контексте он исследовал мотивационную сферу, утверждая, что именно потребность личности в чем-либо является предикатом организации мотивации. Если под потребностью создается ее предмет, то она приобретает форму мотива, который, в свою очередь, задает вектор действий, желание достичь цели и выстраивать соответственную этому линию поведения. Мотивационная сфера личности состоит из отдельных мотивов и чем больше их появляется, тем более развитой она считается. В структуре мотивационной сферы мотивы не являются отдельными друг от друга, а выстраиваются в определенной иерархической последовательности.
Мотивы в иерархической структуре динамичны и в целом они задают особенности личности. Леонтьев А. Н. предполагал, что для каждого вида деятельности, которую осуществляет человек, он может формировать отдельную иерархическую систему мотивов. Таким образом, согласно воззрениям ученого, под мотивацией необходимо понимать систему мотивов, которая предопределяет деятельность в каждой сфере жизни личности. В данном случае мы рассматриваем учебную область. Для того, чтобы осуществлялся процесс развития мотивов, необходимо делать упор на реорганизацию мотивов деятельности личности. Если ученик руководствуется осознанием необходимости обучаться на высоком уровне, то такое осознание не будет стимулировать его к активным действиям в этом направлении. Действовать он станет только в том случае, когда его осознание реорганизуется в побуждение [8].
По мнению А. Н. Леонтьева, мотивационная сфера является центральной для личности и для изучения психологами. Именно мотивация является предикатом поведенческих паттернов человека, предопределяет его активные действия в направлении достижения цели. А эти цели, так или иначе, взаимосвязаны с разного рода потребностями личности, которые ей необходимо удовлетворить. Из этого следует, что для того, чтобы ученик эффективно осваивал программу, педагогу необходимо создать ситуацию, которая будет побуждать школьника к удовлетворению своей потребности в получении новых знаний, умений и навыков [8].
Л. И. Божович рассматривает мотивы образовательной деятельности как совокупность всех побуждающих к этому факторов. Согласно этому утверждению, автор выделяет следующие группы мотивов в сфере обучения:
―Ребенок удовлетворяет свою потребность в получении новых знаний, формировании навыков и умений.
―Ребенок стремится к социализации и установлению своей роли в социуме [3].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Алхатова, Т.С. Активные методы обучения как средство формирования познавательной деятельности у младших подростков / Т.С. Алхатова // Наука и реальность. 2022. № 1 (9). С. 51-59.
2.Березнева, Е.Ю. Учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития / Е.Ю. Березнева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 6-2. С. 335-338.
3.Гонина, О. О. Психология младшего подросткового возраста : учебное пособие / О. О. Гонина. — 2-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2015. — 272 с. — ISBN 978-5-9765-1910-7. // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/74597 (дата обращения: 08.03.2025).
4.Дядинчук, Т.Г. Познавательный интерес как средство обучения младших подростков / Т.Г. Дядинчук // Молодой ученый. 2018. №4. С. 954-956.
5.Ковалев, А. Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. М.: Просвещение, 2019. 254 с.
6.Куракина, А.О. Педагогические условия формирования эмоционально-ценностного отношения школьников к учебной деятельности / А.О. Куракина// Фундаментальные исследования. 2014. № 11-6. С. 1366-1370.
7.Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Н. Г. Морозова. // Педагогика и психология. 2018. № 2. С. 5-46.
8.Мосина, Н.А. Особенности учебной мотивации у младших подростков с разным уровнем успеваемости / Н.А. Мосина // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 6-2. С. 290-301
9.Педагогика современного образования: состояние, проблемы и перспективы развития : материалы конференции / ответственные редакторы В. М. Янгирова [и др.]. — Уфа : БГПУ имени М. Акмуллы, 2021. — 294 с. — ISBN 978-5-907475-01-4 // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/181822 (дата обращения: 13.03.2025).
10.Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. М.: Просвещение, 2019. 294 с.
11.Сметанина, И.В. Формирование познавательного интереса как педагогическая проблема / И.В. Сметанина // Проблемы и перспективы развития образования в России. Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2017. С. 24-30.
12.Фабер, А. Как говорить с детьми, чтобы они учились / А. Фабер. М.: Изд-во: Эксмо-Пресс, 2020. 334 с.
13.Щукина, Г. И Пути формирования познавательных интересов учащихся на уроке в процессе сообщения новых знаний / Г. И. Щукина. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 2019. 415 с.